|
|
|
|
Беляева Елена Васильевна
учитель-логопед
|
Антуфьева Наталья Николаевна
учитель-логопед
|
Лагунова Вера Евгеньевна
учитель-логопед
|
Коршунова Наталья Леонидовна
учитель-логопед первой категории
|
Логопедическое сопровождение обучающихся, воспитанников в ГБОУ АО «Северодвинская СКОШИ»
Логопедическая служба создана в ГБОУ АО «Северодвинская СКОШИ» для оказания помощи обучающимся, воспитанникам, имеющим нарушения устной и письменной речи (первичного и вторичного характера).
Целью логопедического сопровождения является создание системы, способствующей выявлению и устранению речевых нарушений учащихся логопедическими средствами, формированию предпосылок для успешной социализации и личностной реализации каждого ребенка.
Задачи логопедического сопровождения:
- своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи школьников;
- коррекция различных нарушений устной и письменной речи;
- пропаганда логопедических знаний, оказание консультативной и методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам логопедического сопровождения.
Оказание логопедической помощи предоставляется обучающимся, воспитанникам общеобразовательного учреждения, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи первичного и вторичного характера.
Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе обследования речи всех обучающихся, воспитанников школы. Основным критерием для зачисления на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены дизартрией, алалией, афазией, ринолалией, тяжёлой формой заикания и другими, а также такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма.
Форма организации логопедических занятий индивидуально-подгрупповая и индивидуальная.
Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, воспитанниками, имеющими нарушения речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); ОНР II уровня, алалией, афазией.
По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия могут проводиться в подгрупповой форме в малой группе. Малые группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых нарушений, возраста детей. Наполняемость группы – 2-3 человека. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Подгрупповые занятия проводятся с обучающимися, воспитанниками младших классов, имеющими:
а) ФФНР, ОНР различного уровня; недостаточную сформированность языковых средств у детей с ЗПР; системное недоразвитие речи, обусловленное снижением познавательной деятельности;
б) нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР, недостаточной сформированностью языковых средств у детей с ЗПР.
в) нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи у детей со снижением познавательной деятельности.
Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин. Занятия в малых группах проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность занятия 20 мин. Подгрупповые занятия проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность занятия с обучающимися, воспитанниками 1-х классов – 20 мин; с обучающимися, воспитанниками 2-4 классов 20-40 мин.
Продолжительность и сроки коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся, воспитанников с НОДА и сопровождающиеся недостатками речевого развития, определяются только индивидуальными особенностями детей и динамикой показателей состояния их речевых функций.
Логопедические занятия с обучающимися, воспитанниками проводятся во внеурочное время с учетом режима ГБОУ АО «Северодвинская СКОШИ». Коррекция произношения у обучающихся, воспитанников с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Для логопедических занятий в ГБОУ АО «Северодвинская СКОШИ» выделены отдельные кабинеты, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенные необходимым оборудованием. Учителями-логопедами созданы учебно-методические комплексы кабинетов, которые включают в себя: специальное оборудование, систематизированную картотеку специализированных диагностических, учебно-методических, дидактических, игровых пособий, компьютерные логопедические и развивающие программы для воспитанников разного возраста и интеллектуального развития, библиотеку современной методической и учебной литературы по специальности и смежным дисциплинам.
Учителями-логопедами систематически проводятся индивидуальные консультации родителей воспитанников в течение учебного года по возникающим вопросам или обращениям, а также по плану в каникулярное время. Регулярно проводятся консультации учителей и воспитателей по вопросам индивидуального логопедического сопровождения воспитанников и основным направлениям коррекционной работы школы.
Учителя-логопеды принимают участие в подготовке и проведении территориальной ПМПК, школьных медико-педагогических консилиумов, работают в тесном контакте с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, психиатром, неврологом, педиатром.