Память - это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить информацию. От нее зависит многое – обучаемость, способность работать в режиме многозадачности. В зависимости от различных внешних факторов память может улучшаться или ухудшаться. Ее также нужно тренировать, чтобы постоянно поддерживать мозг в тонус.
Существуют следующие виды памяти:
зрительная - способность ребенка воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы;
слуховая - способность ребенка воспринимать и удерживать в памяти слуховые образы;
моторная - способность запоминать и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, различные игры).
Общие рекомендации по развитию памяти детей:
Показатели развития памяти:
1. «Запомни пары»
Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.
Описание: картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова, к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.
Например, тетрадь - ручка, яйцо - цыплёнок, ключ - замок, кисточка - краски и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
2. «Запомни и запиши цифры»
Оборудование: карточка с написанными на ней цифрами.
Описание: взрослый показывает ребенку таблицу с цифрами и предлагает внимательно её рассмотреть в течение 10-15 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем таблица слева закрывается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.
3. «Вкус и запах»
Описание: задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй лимон.
Задание № 2: Представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как
пахнет апельсин. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй апельсин.
Задание № 3: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.
4. «Игра в слова»
Описание: ребенку называется 10 слов. Например: гора, звезда, окно, булка, ручка, мыло, весна, очки, книга, белка.
С первого прочтения ребенок должен запомнить и сказать не менее 4-х слов, со второго – не менее 5-6 слов, с третьего прочтения ребенок должен назвать все 10 слов.
5. «Сделай фигуру»
Описание: взрослый выкладывает фигуры из счетных палочек. Ребенок запоминает фигуру, после чего она закрывается. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
6. «Волшебный мешочек»
Описание: положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.
7. «Что пропало?»
Оборудование: 7-10 игрушек или картинок.
Описание: после рассматривания игрушек (картинок) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, в каком порядке они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек (картинок) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую игрушку (картинку) убрали, и показать, где она находилась.
8. «Сетка памяти».
Оборудование: листы с таблицами на 4, 6, 9 или 12 клеток. Образец с заданием, карточки с предметами или животными.
Описание: ребёнок запоминает расположение картинок в таблице на образце, затем образец убирается, и ребёнок по памяти выкладывает картинки. Начинать нужно с меньшего количества картинок, затем игра усложняется, увеличивается количество клеток.
9. «Пары слов».
Описание: взрослый называет пары слов, близких по смыслу. Предлагает ребёнку их запомнить, затем называет второе слово из пары, а ребёнок вспоминает первые слова. Задание можно усложнить: взрослый называет пары слов, не подходящих по смыслу. Предлагает ребёнку их запомнить, затем называет второе слово из пары, а ребёнок так же вспоминает первые слова.