Применяется с 01 ноября 2016 года. Изменения внесены решением региональной аттестационной комиссии министерства образования Архангельской области 20 сентября 2023 года, применяются с 21 сентября 2023 года
Методика оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Архангельской области,
в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) (в новой редакции)
Методика оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Архангельской области (далее – методика), разработана в целях осуществления единого подхода к оценке профессиональной деятельности педагогов, повышения объективности их оценивания на основе общих показателей и критериев экспертами регионального банка в процессе осуществления аттестации.
При подготовке новой редакции методики учитывались действующие нормативные правовые документы в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
При разработке методики учитывались требования утвержденных профессиональных стандартов работников сферы образования, требования ФГОС к педагогическим кадрам.
Педагогическим работникам образовательных организаций рекомендуется заблаговременно (до подачи заявления о проведении аттестации) использовать методику для самоанализа и самооценки. Анализ результатов самооценки позволяет педагогическому работнику самостоятельно разработать программу индивидуальной подготовки к предстоящей аттестации (индивидуальный маршрут, «дорожную карту»).
Использование методики экспертами регионального банка региональной аттестационной комиссии позволяет осуществить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников в ходе аттестации и аргументировать решение об установлении (отказе в установлении) заявленной квалификационной категории (первой, высшей).
Методика включает: краткое описание;
возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагогов;
показатели и критерии оценки профессиональной деятельности педагогических работников;
систему балльного оценивания;
перечень оснований для определения дополнительных баллов;
значение критериев оценки профессиональной деятельности в процентах для вынесения рекомендательного вывода членов экспертной группы;
интерпретацию по применению полученных результатов оценки.
Показатели и критерии оценки профессиональной деятельности педагогических работников приведены в соответствие с пунктами 35, 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 (далее – Порядок).
Критерии оценки профессиональной деятельности к показателю 1* изменяются в зависимости от должности педагогического работника и типа образовательной организации.
Критерии, отражающие 2, 3 показатель, и для высшей квалификационной категории - 4 показатель, используются при оценке профессиональной деятельности по любой должности педагогических работников, согласно номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 (приложение № 1).
Критерии результативности образовательной деятельности к показателю 1* изменяются (с пункта 1.1. по пункт 1.7.) (приложение № 2):
воспитатель в группе компенсирующей, комбинированной направленности дошкольной образовательной организации;
воспитатель дошкольной образовательной организации (группа раннего возраста);
воспитатель дошкольной образовательной организации (группа дошкольного возраста);
воспитатель в группе продленного дня;
воспитатель в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательной школе-интернате;
воспитатель в общежитии, пришкольном интернате;
инструктор-методист (включая старшего); инструктор по физической культуре; инструктор по труду;
концертмейстер;
мастер производственного обучения; методист (включая старшего); музыкальный руководитель;
педагог-библиотекарь;
педагог дополнительного образования;
педагог-организатор; педагог-психолог; преподаватель;
преподаватель образовательной организации сферы искусства и музыки;
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания;
социальный педагог; старший вожатый; старший воспитатель;
старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель;
тренер-преподаватель; тьютор;
учитель общеобразовательной организации; учитель-дефектолог, учитель-логопед;
учитель образовательной организации (класса), реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (адаптированную образовательную программу) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Показатели и критерии сгруппированы по квалификационным категориям (на высшую и на первую квалификационные категории).
При этом имеющийся перечень дополнительных баллов (приложение № 3) позволяет осуществлять дифференцированный подход к оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций.
Дополнительные баллы, доля которых составляет 25% от максимального количества баллов, позволяют учитывать не только некоторые количественные результаты профессиональной деятельности, но и критерии, предназначенные для стимулирования непрерывного профессионального развития педагогических работников образовательных организаций.
Система оценивания профессиональной деятельности балльная. Каждый критерий профессиональной деятельности оценивается по 2-балльной шкале:
- баллов – критерий не представлен в деятельности педагога или продемонстрирован низкий уровень его проявления;
- балл – критерий достаточно представлен в деятельности педагога или продемонстрирован высокий уровень его проявления.
Способ получения оценки профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника определяется путем суммирования баллов по каждому критерию и показателю.
Дополнительные баллы выставляются в соответствии с приведенным перечнем оснований для определения дополнительных баллов. При выставлении дополнительных баллов обязательно указываются
основание и комментарии экспертов, за каждый критерий выставляется по 1 баллу. При этом общая сумма дополнительных баллов не может превышать 11 баллов для первой категории и 16 баллов для высшей категории от одного эксперта.
Максимальное количество баллов по оцениваемым критериям от одного эксперта на первую квалификационную категорию составляет 45 баллов, на высшую квалификационную категорию - 65 баллов. От суммы баллов трех экспертов определяется процентное отношение, необходимое для интерпретации полученного результата и вынесения рекомендательного вывода экспертной группы об установлении (отказе в установлении) первой или высшей квалификационной категории педагогическому работнику.
При условии набора 80% и более от максимального количества набранных баллов экспертная группа рекомендует установить аттестуемому педагогическому работнику высшую или первую квалификационную категорию (в соответствии с заявленной квалификационной категорией), менее 80% от максимального количества баллов – рекомендует отказать в установлении первой, высшей квалификационной категории (в соответствии с заявленной квалификационной категорией).
Предусмотрено две формы экспертного заключения (на первую и высшую квалификационную категорию) с разными показателями (приложения № 4 и № 5). Экспертная группа заполняет форму экспертного заключения, соответствующую заявленной квалификационной категории и комментарии, соответствующие показателям и критериям оценки профессиональной деятельности для первой квалификационной категории, согласно пункту 35 Порядка (приложение № 6) и для высшей квалификационной категории (приложение № 7), согласно пункту 36 Порядка.
Вывод об отказе в установлении первой или высшей квалификационной категории члены экспертной группы аргументируют соответствующими аттестационными требованиями, предусмотренными в пунктах 35, 36 и с учетом пункта 37 Порядка.