«Истинный химик должен быть не только практиком и теоретиком – он должен быть еще и философом». М.В. Ломоносов
В третьем туре ребятам предстояло погрузиться в мир химических процессов. На первый взгляд кажется, что химики – серьёзные люди, без которых нельзя организовать ни один сложный технологический процесс. Тем не менее даже каждый кулинар – немного химик. Любое приготовление пищи связано с превращениями веществ, а значит – с протеканием химических реакций. Бросая мясную вырезку на раскаленную сковороду, повар запускает сложнейший каскад реакций, химия которых детально не установлена до сих пор. Но это не значит, что мы не можем контролировать их результат, добиваясь идеального вкуса, вида и аромата готовых блюд. Нужно было выбрать любой технологический процесс с использованием воды, сопровождающийся химическими реакциями и представьте блок-схему химических реакций, происходящих во время данного процесса.
Ребята решили, что в период пандемии будет актуальным представить технологический процесс изготовления антисептика, где в качестве главного обеззараживающего вещества используется гипохлорит натрия (NaClO). Гипохлорит натрия безопасен для кожи рук, при контакте с вирусами и бактериями он окисляет все органические молекулы, из которых состоит вирус, полностью уничтожая их, также ничем не хуже дезинфицирует руки, чем антисептики на основе изопропанола или этанола.
Конечно, этот способ приготовления антисептика намного сложнее большинства тех, которые предлагают в Интернете. Но этим он и интереснее. К решению задачи они подошли с научной точки зрения, полностью разобрав технологию производства антисептика и подкрепив ее химическими формулами и реакциями. Для того чтобы разобраться с данной технологией, им пришлось изучить материал в сети Интернет, заглянуть в учебники химии 10 класса, по которым они будут учиться только в следующем году, обратиться по некоторым вопросам за консультативной помощью к учителю химии. Было очень сложно, но интересно.
Работа над заданием «Философия химии» была увлекательной, но трудной. Они не только работали в команде и выполнили задание, но и существенно расширили свои знания по химии, что пригодится им в будущем. Посмотрите, какая интерактивная блок-схема получилось.